ул. Ленинский проспект дом 37 корпус 1 Москва, Россия
8 (495) 023-65-00

Содержание материала

ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

 

Сурья намаскара — это составная часть сурья садханы, она имеет те же основные составляющие с некоторыми дополнениями и изменениями в соподчиненности их. В нее входят:

1.Телесные положения;
2. Дыхательное управление;
3. Сознавание;
4. Мантры;
5. Расслабление.

Для полноты упражнения и достижения наилучших благ от него в его выполнении должны присутствовать все составляющие.

1. Двенадцать (а точнее, удвоение этих 12) положений тела составляют физический костяк упражнения. Эти 12 поз должны также восприниматься не как отдельные, а как части некого целого, как, например, разнообразные фигуры танца. Каждое движение следует выполнять с возможно меньшим усилием, используя только те мышцы, которые требуются для принятия и поддержания положения тела.

2. Все движения сурья намаскары согласовываются с дыханием. Каждому положению соответствует или вдох, или выдох, или задержка дыхания. Это важная часть совершенного исполнения. Если такой согласованности нет, результаты выполнения упражнения  будут значительно меньшими. Никаких особых трудностей для правильного дыхания нет: соответствие движению тела устанавливается без насилия, почти естественно. Подробнее об этом будет сказано ниже.

3. Сознавание выступает в упражнении в нескольких видах: наблюдение за телом, припоминание последовательности и вида необходимых действий и движений, направление внимания на те или иные области тела, сосредоточение, представление и т. д. Без сознавания как важнейшей части сурья намаскары большая часть благотворных результатов теряется или уменьшается.

4. Одной из составляющих сознавания и сосредоточения является повторение про себя или произнесение вслух при выполнении каждого из 12 положений особого санскритского изречения (мантры) или только слога-семени (биджа) этой мантры. Согласованность правильного дыхания и этих изречений приводит к согласию тело, ум и разум и наполняет их силой. Однако вводить эти мантры или изречения в исполнение следует лишь после того, как вы довели физические движения и согласование с ними дыхания до возможного для вас совершенства. До тех пор мантры будут мешать освоению, отвлекать и сбивать вас.

5. Расслабление присутствует в сурья намаскаре в двух видах: как расслабление тела и ума при движениях и как завершающее расслабление. Избегать напряжения при движении — одно из важнейших условий выполнения упражнения.  Расслабление мышц при этом позволит сильнее растягивать их, сохранять энергию и спокойствие.

Завершающее расслабление, в общем, не относится к собственно сурья намаскаре, так как не входит в каждый ее подход; выполнение ее без расслабления, казалось бы, не нарушает схемы упражнения. Однако уже после нескольких кругов сурья намаскары выполнение его становится не обходимым и обязательным дополнительным приемом для снятия усталости и напряжения.

В завершенном виде сурья намаскара представляет собой объединение всех ее составляющих в единое и неделимое целое. При этом главным объединителем становится осознание, в котором движение, дыхание, внимание и повторение мантры уже не воспринимаются по отдельности.
Для того чтобы представить себе упражнение в целом, мы приводим сначала его общую схему.