ул. Ленинский проспект дом 37 корпус 1 Москва, Россия
8 (495) 023-65-00

Детская Мягкая Школа

Ведущий – Глушкова Элла (дефектолог)
Детская Мягкая Школа – система безопасных игровых упражнений, разработанная на основе мягких стилей воинских искусств, направленная на освоение культуры движений, гармоничное психическое и социальное развитие личности. Может использоваться в психотерапии и реабилитации.

Главное условие для полноценной работы – дети занимаются на татами вместе с одним из родителей, и все упражнения построены на взаимодействии ребенка со взрослым.
Основными принципами Мягкой Школы являются:
· единства тела и психики;
· постепенности и последовательности;
· безопасности;
· игровой подход;
· ситуативный подход.

Ситуативный подход заключается в том, что человек не заучивает никаких движений, а погружается в поток взаимодействия с другими людьми, в результате которого на физическом уровне возникает сложная ситуация, которую он может пройти, лишь преодолев какой-либо зажим в теле. Благодаря именно этому подходу повышается уверенность, а страхи и агрессия постепенно уходят. Работа в Мягкой Школе происходит не со статическими зажимами, которые представляют собой группы активных, возбужденных мышц, которые никогда не расслабляются в обычных состояниях сознания. Основные усилия направлены на преодоление динамических зажимов, которые невозможно обнаружить при обычной пальпации или снять массажными методами либо с помощью пассивного расслабления. Динамические зажимы проявляются в действиях, когда человек должен реагировать движением на какое-нибудь физическое и (или) психическое воздействие. Основа всех приемов и игр в Мягкой Школе - всего 5 базовых упражнения, которые постепенно усложняются и имеют множество комбинаций 2-х, 3-х или всех 5-и упражнений: акробатика (безопасные мягкие падения, безопорные кувырки), выползание, толкание, выкручивание и прилипание.

На первом этапе главная задача, встающая перед занимающимися Мягкой Школой - расслабление. Но уже через какое-то время он понимает, что этого мало. Должен быть "внутренний стержень". Каким он должен быть - человек начинает постепенно понимать сам, и каждый находит свой образ для этого стержня. Человек должен стремиться быть как струя воды. Она мягкая, но мощная, и сдвинуть ее невозможно. Главный критерий правильности движения - удобство и легкость, при которых тело доставляет меньше забот, и уходит суета и болезненные вопросы повседневной жизни. Самый высокий КПД движений тела (и мыслей тоже) у стариков и уставших людей. Но зачем ждать старости, чтобы пришла мудрость. Развиваться нужно сейчас, а то вместо мудрости дождемся маразма. Общий подход занятий чем-то похож на обучение плаванию: бросили на глубину, и плыви, как можешь. Но не совсем так. Человеку, приходящему на занятие сначала показывают, как он вообще может двигаться. Его мягко и нежно разминают, показывают различные степени свободы. Каждое занятие начинается с разогрева и растяжки мышц, разминки суставов, обучению падениям. И лишь постепенно человека начинают проводить через ситуации, сложность которых растет от занятия к занятию. Сразу "в воду" никто не кидает, потому что может возникнуть страх, и занимающийся зажмется еще больше. У инструктора МШ чувствительность высокой степени. Он создает для каждого человека ситуацию именно такой степени сложности, чтобы он смог ее преодолеть, приложив усилия, Это и ведет к раскрепощению. Один из главных принципов системы МШ - это умение не мешать тому, что есть наша сущность, реализовывать и освобождать Себя.

Все упражнения в Мягкой Школе построены на ситуативном подходе: создается ситуация, посильная для конкретного человека, и чтобы преодолеть ее, приходится все время импровизировать. Человеку помогают учиться не упражнениям, а способам создания собственных средств выхода из трудных положений. Когда это умение в результате тренировок становится бессознательным, его можно применять в любой своей деятельности. И приходит понимание, что ограничений нет. Иногда человеку кажется, что из этого захвата он не выйдет. Но так думает лишь его мозг. А телу-то неудобно в том положении, и оно начинает искать, и находит зачастую совершенно неожиданный выход, а ум лишь удивляется результатам. В МШ нет какого-то определенного набора движений, которые надо заучивать. Ситуации от простейших постепенно усложняются, и человек все больше открывает свои возможности, спрятанные под панцирем физических зажимов, тем самым освобождаясь от проблем психологических.

Немного истории. То, чем мы занимаемся вместе с нашими детьми в спортивном зале на татами, называется Мягкая Школа. Сама по себе молодая , однако истоки свои она берет из различных восточных мягких стилей воинских искусств, имеющих многовековой опыт поколений. Изначально создателя Мягкой Школы, А.В. Сидорова, интересовало не изучение различных способов умерщвления людей, а состояние человека в нестандартных ситуациях, требующих максимального внимания, собранности, активизации всех сил организма. Что происходит с человеком в минуту стресса, опасности, неожиданности, откуда берутся и куда уходят его страхи, что мешает быть ему максимально адекватным любой ситуации? Как достичь того состояния сознания, когда человек максимально открыт и при этом защищен, когда, проходя любую ситуацию, он остается без единой царапины в душе и на теле? В 1985-1987 гг была начата работа по обобщению системы воинского искусства (Русского Стиля борьбы, Дзюдо, Винь-чун, Тай-цзи Цюань, Айкидо и т.п.) как одной из наиболее мощных систем трансформации человека. В 1989-1990 гг. Были впервые сформулированы принципы Системы Мягкой Школы, Мягкой Школы Развития и сделаны попытки применения ее как педагогической системы в преподавании информатики, в преподавании живописи, в преподавании воинского искусства, в преподавании пантомимы, массажа и еще в ряде областей. Новый этап в развитии Системы Мягкой Школы начался в 1994 г., когда Система была применена в области психической и физической реабилитации инвалидов. Сама идея применения упражнений и подходов, используемых в воинском искусстве для реабилитации инвалидов не нова. Более того, она успешно применяется на Западе и в Восточных странах, хотя у нас это совершенно новая сфера.

Причина для этой идеи тоже понятна. Дело в том, что есть множество упражнений в воинских искусствах, которые студенты должны выполнять в условиях какой-либо частичной или полной искусственной депривации. Это всевозможные упражнения с завязанными глазами, ушами, со скованными конечностями или группами конечностей, упражнения выполняемые только сидя или лежа и т.п. Такие упражнения позволяют добиться большего развития тех частей тела или функций восприятия, которые должны выполнять компенсаторные функции. С инвалидами возможен аналогичный подход с той только разницей, что депривация инвалидов носит, так сказать, естественный характер. В 1994 году было написано 4 дипломные работы студентами МПГУ им.Ленина. В основе этих дипломов опыт работы с детьми в логопедическом детском саду и с взрослыми, страдающими заиканием. Дальше были семинары для работников дошкольных учреждений, участие в психотерапевтических конференциях, практика в группах для детей 7-16 лет и для беременных женщин. С 1998 года регулярные занятия проходят в группах для малышей с 1,5 до 10 лет с родителями. В каждую группу интегрированы детки с различными проблемами (в основном аутизм, ДЦП).

Почему необходимо привлекать на занятия родителей. Маленькие дети, особенно 1-2 семестра, еще очень привязаны к родителям. Они не умеют работать в группе, только учатся общению с другими детьми. Дети до 7 лет учатся преимущественно по подражанию, и смотрят в первую очередь на родителей, больше, чем на тренера. Поэтому в этом возрасте лучше всего, когда взрослый приходит на тренировки и занимается вместе с ребенком. При этом взрослому важно не стоять в сторонке, тем более, если малыш стесняется, жмется к маме или прячется в углу или в раздевалке, а наоборот, активно участвовать в упражнениях и играх. Даже, если ребенок на первых тренировках (порой даже 2-3 месяца) не участвует в общем процессе, и, кажется, не смотрит на других занимающихся, он все впитывает и, конечно, он все слышит и чувствует общую атмосферу. Позже, часто сначала дома, во дворе, в детском саду, он постепенно начинает использовать полученную на тренировках информацию в играх, в общении, в возне с родственниками и гостями. На этом этапе задача взрослого - заниматься даже больше для себя, прочувствовать на себе все упражнения, чтобы помочь малышу осваивать их. К тому же, если ребенок видит, что маме (папе) нравится, значит, это действительно интересно, приятно и весело. Ни в коем случае нельзя детей заставлять заниматься или ругать их за то, что они не занимаются. Занятия тренер должен простроить так, чтобы все участники были организованы, вовлечены в общие игры (даже разминка должна быть игрой). Игры должны быть короткие (3-5 минут, порой даже короче), потому что у маленьких детей очень быстрая переключаемость. К тому же совместные занятия детей с родителями улучшают внутрисемейные отношения, способствуют гармонизации психики и физиологии у детей и являются важнейшей базой для роста здорового поколения. И чем раньше Вы начнете заниматься с малышом, тем лучше.

До пяти лет ребенок как пластилин. Закладывающиеся в этот период малозаметные отклонения от нормального развития могут приводить к глубоким сдвигам и искажениям в более зрелом возрасте. В то же время, в детстве имеются более широкие возможности коррекции, которые важно не упустить. Надо действовать осторожно, но не пускать все на самотек, ведь наши дети (особенно городские) не имеют той уникальной возможности, которая была у нас – получать достаточно внимания и ласки обоих родителей, играть во дворе со сверстниками под присмотром старших детей в подвижные игры, носиться на свежем воздухе, кувыркаться в непыльной траве, придумывать самим себе игрушки и забавы. Сейчас детки сутулятся за компьютером и впитывают рекламу, при этом не умеют нормально бегать и свободно общаться с другими детьми. Нам же не нужны роботы с вялым телом! Попытаемся восполнить эти пробелы и дать детям то, что крайне необходимо для их нормального развития. Игра – это важно! Все малыши любят возиться и бороться – и мальчишки, и девчонки, и котята , и собачата. Через эти игры они развиваются. Для дошкольника крайне важно тактильное и эмоциональное общение с родителями и сверстниками. Детское дзюдо – целая система простых, безопасных и очень полезных упражнений. Очень важно заниматься регулярно. Это дисциплинирует ребенка и в будущем благоприятно скажется на формировании трудолюбия и усердия. Медленно, но верно малыш учится владеть своим телом. Очень важно то, что человечек учится безопасно и мягко падать, уходя в кувырок, удерживать равновесие. Эти упражнения развивают координацию, хорошую, быструю реакцию. Спокойно, без суеты ребенок учится реагировать на изменение ситуации, что повышает общую чувствительность и развивает произвольное внимание.

Дети обладают удивительной чувствительностью с рождения, которая с возрастом, увы, снижается. Малыш тонко реагирует на обстановку, отношения людей, даже на погоду. Он интуитивно находит самые верные решения проблем, перед которыми мы пасуем. Этому стоит у них поучиться. Понаблюдайте за малышом, отнеситесь внимательно к его печалям и радостям, и он ответит вам тем же, став вашим лучшим советчиком и помощником. Не заставляйте ребенка заниматься, а пригласите его поиграть. Малыш с радостью включится в эту возню, а Вы узнаете много интересного о маленьком человеке, поможете ему научиться самостоятельно справляться с трудностями, ничего не бояться и, при этом, быть чутким к себе и окружающим. Что нам мешает дружить с Детками? Совершенно невозможно точно сказать, какие в Ребенке есть общеизвестные психосоматические барьеры, которые коварно мешают Вашему педагогическому и несомненно благотворному влиянию. Психика и тело Ребенка - это живая и постоянно изменяющаяся система, которую Вы не МОЖЕТЕ и не СМОЖЕТЕ знать, но только почувствовать. Вы обязаны это чувствовать, иначе у Вас ничего не выйдет. Поэтому любую педагогику надо начинать с себя. Изменять себя так, чтобы возникла определенная чуткость и чувствительность, которая впоследствии и будет давать Вам возможность ощущать Ребенка. Более того, подходить к каждому Ребенку совершенно индивидуально. Люди обладают разной чувствительностью и она зависит от некоторого субъективного уровня закрепощенности, которая может проявляться в психических и физических зажимах. Причем, психическая и физическая закрепощенность взаимосвязаны, и не бывает людей раскованных и свободных психически, но скованных физически. Современная психология и психотерапия установила множество вероятных причин - ПОЧЕМУ люди становятся закрепощенными в той или иной степени. Причины эти могут носить биографический, перинатальный, социальный или трансперсональный характер. Желающие более подробно углубиться в вопрос - ПОЧЕМУ возникают психические проблемы - могут обратиться к работам Фрейда, Адлера, Юнга, Ранка, Райха, Ассоджиоли, Ференчи, Грофа, Джемса и других крупных ученых в области психотерапии и психиатрии. Поскольку социализация человека, его воспитание проходит в среде людей УЖЕ в той или иной мере закрепощенных, то Дети усваивают такой стиль жизни и воспроизводят эти зажимы. Это естественно в смысле - почему это происходит и противоестественно в смысле - зачем это нужно. Конечно, это не нужно! Но это порочный круг, который необходимо разорвать. Закрепощенность может проявляться по-разному, но она всегда мешает человеку. Иногда он это даже не осознает, и это проявляется в легкой напряженности, а иногда это приводит к серьезным психопатологиям. Когда мы общаемся с Детишками - наша закрепощенность вылезает во множестве всяких форм, но все формы имеют нечто общее. Нам трудно быть истинно творческими, спонтанными и любящими, ибо для этого надо полностью принимать мир с любовью и быть очень гибким. Если ситуация выходит из привычного для нас и заранее обусловленного русла - это пугает нас. Мы боимся новизны, неопределенности и старательно придерживаемся заранее намеченного плана. Нам кажется, что только так мы Выполним поставленную задачу. Мы боимся, когда что-то происходит. Мы постоянно говорим Детям: это нельзя, а это можно, делай так, а это не так. Мы пытаемся загнать Детей в психологический коридор, хотя, конечно, если быть честными, то точно также мы поступаем друг с другом. Когда Ребенок слушается - мы говорим, что это прекрасный Ребенок и с ним нет проблем. Наше эмоциональное состояние при этом вполне хорошее, но каких подсознательных усилий, страхов и подавлений стоит Ребенку быть таким, каким мы хотели бы его видеть, и поступать так, как мы требуем. Мы не знаем - насколько нелепы наши педагогические требованиями в глазах Ребенка. И мы никогда не просим, но всегда требуем. Даже неосознанно, так как всегда твердо убеждены, что только жесткое следование нашим предписаниям единственно полезно для Ребенка. Наше мнение о Ребенке основано на убеждении, что Детская картина мира ВСЕГДА неадекватна миру. Наша, ЯКОБЫ, задача - разъяснить, что и как. Это не наша вина, а наша беда. Так нас учили. Да, разумеется, что все мы выросли в более или менее нормального, приспособленного человека, но каков этот современный советский человек внутри. Вечно боящееся заорганизованное существо, раздираемое противоречиями и проблемами. И именно такими мы делаем своих Детей, что происходит совершенно автоматически. Когда Ребенок ведет себя не так, как нами запрограммировано, это Вызывает у нас раздражение. В этом и проявляется основной психологический барьер: - мы недостаточно терпимы, чтобы идти ВМЕСТЕ с Ребенком. Мы всегда Вынуждаем его идти за собой. Это доходит до абсурда в процессе обучения, когда мы пытаемся научить Ребенка чему-либо и для нас результат важнее самого Ребенка, как уникальной личности. Для всей западной педагогики важно, чтобы данная человекоединица демонстрировала соответствующее адекватное поведение в тестовой ситуации. Спрашивается, какой ценой достигается это Выращивание полноценного члена общества? И с какой стати ожидается от него сотрудничество и понимание общественных проблем, когда весь процесс социализации - это процесс подавления и ограничения в жесткие рамки? Состояние Ребенка игнорируется. Ребенок ДОЛЖЕН (опять ДОЛЖЕН) быть послушным, внимательным, сосредоточенным. Мы всегда учим Детей одним способом, оказывая непосредственное насилие. ТРАГИКОМЕДИЯ здесь в том, что это насилие осуществляется с самыми искренними и благими целями. Нам могут возразить или спросить - Вы что, дескать, призываете идти на поводу у Детей или возражаете против социальной адаптации? Нет! Мы не возражаем против НЕОБХОДИМОСТИ социальной адаптации. Мы не призываем идти за Ребенком, ибо его Детские мотивации действительно неадекватны и часто неприемлемы. Проблема в том, как с одной стороны решить все педагогические проблемы и социализировать Ребенка, а с другой стороны - Вырастить его без насилия. Человеком сильным, творческим, позитивно мыслящим и сознающим себя не противником общества, но сотрудником.

МШ предлагает именно решение этой проблемы. Вопрос не в целях, а в том - КАК их достигать и КТО их осуществляет. Давно известно, что результаты любой педагогической деятельности лучше, когда Ребенок свободен, радостен, а не скован и подавлен. Но при этом как бы предполагается, что Ребенок уже должен быть таковым при общении с педагогом. Но Ребенок не будет таким, если ему это просто вменять в обязанность. Ребенок просто реагирует на атмосферу, и, если она давящая, то он защищается. И атмосферу эту делает педагог, т.е. Вы! Если Вы скованы, то атмосфера общения и ваши отношения с Ребенком будут носить конфликтный характер. При этом будут преобладать центробежные психологические тенденции. Ребенок будет постоянно убегать от Вас, как психологически, так и физически. Вам придется тратить усилия не на прямое педагогическое воздействие, а на то, чтобы удержать Ребенка в намеченном вами русле. Поскольку конфликт будет нарастать, то Вы будете тратить все больше усилий и применять все более жесткие формы. Постепенно ваше общение с Ребенком примет характер руководства и манипуляции. В тот момент происходит полный разрыв контакта с Ребенком. Он принимает механический характер, когда Вы функционально пытаетесь научить Ребенка чему-то или заставить вести себя определенным образом. В этот момент Ребенок для вас перестает быть уже УНИКАЛЬНОЙ личностью, с которой Вы можете общаться. Исчезли Вы и Ребенок. Остался тот, кто подчиняет и тот, кто должен подчиниться. Заметьте, что насилие есть приложение силы, поэтому Вы устаете. Если Вы свободны, то атмосфера и среда, окружающие вас и Ребенка будут носить дружественный характер. Некоторые понимают свободу в потакании Ребенку. Это не так. Как мы уже говорили, необходимо развивать Ребенка и не подвергать его насилию. Существует множество развивающих методов воспитания, когда Ребенка учат чему-либо не прямо, а опосредованно через игровую деятельность или что-либо другое. Однако, часто в конечном итоге у педагога, который использует игровые и опосредованные методы воспитания, также возникают конфликтные ситуации с Ребенком. Это происходит потому, что корень проблемы видят в Ребенке, считая, что Ребенка надо все время развлекать и управлять или манипулировать его вниманием. При этом забывают о природной любознательности Детей и о том, что никакой специальной мотивации для деятельности Детей придумывать не нужно. Она проявляется у Детей спонтанно. Однако, главная проблема в том, что часто педагоги не предполагают о собственном изменении. Поэтому первое и самое главное, для чего используется система Мягкой Школы - становиться более свободными. Это очень важный момент. Вы должны понять его. Мягкая Школа и Кинететический Массаж не новая методика или игра для Детей, хотя конечно какие-то элементы можно использовать непосредственно при работе с Детьми. МШ - это в первую очередь способ изменения нас самих так, чтобы мы стали свободными, чтобы исчезли те зажимы и стереотипы, которые и являются причиной антагонизма между нами и Детьми. Необходимо понять, что раскрепощение более нужно взрослым, которые работают с Детьми, чем самим Детям. ПРАВИЛА: Разрешается: 1. Играть с ребенком, вовлекать его в занятия без принуждения 2. Хвалить малыша за старание и успех, даже если у него совсем не получается 3. Много обнимать и трогать ребенка 4. Веселиться от души и заниматься для себя 5. Объяснять что-то ребенку, но чтобы глаза были на одном уровне (лучше присесть) 6. Показывать пример дисциплины, старания и веселья 7. Помочь ребенку (не на тренировке) сформировать мотивировку занятий (не за конфетку, а зачем – читайте) Запрещается: 1. Лениться, прятаться по углам 2. Упрощать поставленную тренером задачу 3. Делать с ребенком то, что не умеете сами (особенно кувыркать) 4. Заставлять ребенка заниматься 5. Обсуждать, ругать ребенка при ребенке 6. Приносить на татами еду, игрушки 7. Впадать в крайности (слишком щадить или прессовать малыша) · И самое главное: Детям не надо стоять и слушать тренера, если он не дает специальных на то указаний. Родителям не надо в точности исполнять упражнение – можно заменить другим, близким, поменяться с ребенком ролями, просто побегать, посидеть в обнимку, поиграть с другим ребенком… В общем, лучше идти от ребенка, ненавязчиво вовлекая его в веселую возню. Мы, взрослые, выросшие на «НАДО» пытаемся учить, чем закрепощаем своего ребенка, а нужно ведь всего-то – ПОИГРАТЬ! Запись по телефону 148-52-59 и 549-3459

 

www.baby-yoga.msk.ru